
Фаркоп или тягово-сцепное устройство – это незаменимый аксессуар для перевозки груза, который не помещается в багажник или кузов Вашего автомобиля. Фаркоп производится индивидуально под модель авто, и учитываются все конструктивные особенности.
Почему важно правильное подключение фаркопа?
Перед тем как приступить к установке фаркопа, стоит понять, к каким последствиям может привести неправильное подключение:
-
Безопасность:
- Некорректная работа стоп-сигналов;
- Отсутствие поворотников на прицепе;
- Проблемы с освещением в темное время суток.
-
Технические неполадки:
- Короткие замыкания в проводке;
- Перегорание предохранителей.
-
Юридические риски:
- Проблемы при прохождении техосмотра;
- Штрафы ГИБДД;
- Недействительность страховки при попадании в ДТП.
Данная статья подробное руководство, которое поможет Вам избежать ошибок и правильно подключить фаркоп своими руками. Мы рассмотрим виды фаркопов, схемы подключения и дадим возможные советы по установке фаркопа.
Виды фаркопов и особенности подключения
Типы фаркопов по конструкции
Европейский фаркоп самый распространенный в нашей стране ТСУ. Все европейские фаркопы можно поделить на четыре вида в зависимости от способа крепления шарового узла к опорной раме:
-
Быстросъемные. (Фаркопы, где можно демонтировать крюк с шаром без помощи инструмента);
-
Условно-съемные или фланцевые. (Фаркопы, где для демонтажа шарового узла придется выкрутить несколько болтов);
-
Несъемные или сварные. (Фаркопы, которые представляют из себя единую конструкцию);
-
Убирающиеся (Фаркопы, позволяющие автоматически прятать шаровой узел под бампер автомобиля).
Вид конструкции влияет на удобство использования, но почти не затрагивает процесс подключения электрики. Однако при выборе фаркопа учитывайте, как часто вы планируете его снимать.
Виды электрики для фаркопов
Электрика для фаркопов может быть оригинальной, универсальной или с блоком согласования. Выбор зависит от характеристик автомобиля и типа прицепа.
Оригинальная проводка подходит к конкретной марке и модели транспорта, на котором предусмотрены штатные разъёмы для подключения. Не требует изменений в электросхеме автомобиля. Такой вариант применим только для старых автомобилей, без CAN-шины.
CAN-шина - это интерфейс, или система цифровой связи управления электрическими устройствами транспортного средства. Главной целью использования сети контроллеров является сбор, анализ и контроль данных, полученных со всех устройств, установленных на автомобиле.
Универсальная электрика может успешно эксплуатироваться с фаркопом любого производителя, главное – правильно произвести ее подключение. В свою очередь универсальную электрику подразделяют на два типа: простой и сложный.
Электрика для фаркопа простого типа подходит для установки на автомобили, не оснащенные сложными бортовыми компьютерами. Подключение в этом случае производится к задним фонарям автомобиля путем элементарной врезки в электрические цепи транспортного средства.
Если автомобиль оборудован системой диагностики неисправности осветительных приборов, универсальный способ подключения категорически не подойдет.
Для автомобилей, оснащенных современными бортовыми компьютерами и разнообразными умными системами, разработана электрика для фаркопа сложного типа, включающая в себя, так называемый, блок согласования или Smart-Connect. Вариант применим для автомобилей с CAN-шиной. Устанавливается путём врезки в бортовую сеть.
После изучения видов электрики, рассмотрим какими бывают розетки и разъемы фаркопа.
Розетки и разъемы фаркопа
Распиновка розетки прицепа - это схема разводки электрических разъемов, необходимая для подключения автоприцепа к автомобилю. Подключение требуется для обеспечения безопасной эксплуатации несамоходной прицепной техники. Соединение происходит с использованием розетки (расположена у фаркопа) и соответствующего штекера, подключенного к проводке прицепа.
На территории России обычно применяют 7-контактные разъемы, а 13-контактные розетки можно увидеть на многих авто из Европы и США. Разница заключается в применении дополнительных контактов, необходимых для домов-прицепов, пользующихся популярностью за рубежом.
7-pin проводка отвечает за базовый функционал. Она передаёт основные сигналы с автомобиля на прицеп: повороты, стоп-сигналы, габаритные огни и противотуманные огни.
13-pin проводка обеспечивает расширенный функционал. В её функционале есть фонарь заднего хода, фонарь противотуманной фары и постоянный плюс (необходим для подключения домов на колёсах).
Существуют редкие Bajonet-разъемы. Они используются при подключении проводки в современных автоприцепах для герметичного подключения заднего фонаря и быстрой его замены в случае необходимости.
Если у вас старый прицеп с 7-pin, а на авто 13-pin, используйте переходник.
Выбор схемы подключения и распиновка
Схема подключения 7-pin
Наиболее распространённая на данный момент схема подключения с "вилкой" на 7 контактов («европейский» разъем). Она применяется при подсоединении большинства прицепов для легковых машин. Схема подключения изображена ниже (Рисунок №1):
Рисунок №1 - Схема подключения 7-pin.
№ контакта |
Код |
Цвет проводов МЗСА |
Цвет проводов ГОСТ 9200-76 стр. 10 (11)[4] |
На практике |
Сигнал |
Сечение провода (мм²) |
1 |
L |
Желтый |
Желтый |
Синий |
Левый поворотник |
1,5 |
2 |
54G |
Голубой |
Голубой |
Белый |
Опция, в России выводят противотуманный фонарь |
1,5 |
3 |
31 |
Белый |
Белый |
Черный |
Земля (−) |
2,5 |
4 |
R |
Зеленый |
Зеленый |
Зеленый |
Правый поворотник |
1,5 |
5 |
58R |
(Нет провода) |
Коричневый |
Пустой/Коричневый |
Правый габарит и подсветка номера |
1,5 |
6 |
54 |
Коричневый |
Красный |
Красный |
Стоп-сигналы |
1,5 |
7 |
58L |
Черный |
Черный |
Желтый |
Левый габарит |
1,5 |
Таблица №1 – Назначение проводов для 7-pin.
Особенности в схеме подключения вилки прицепа МЗСА: к контакту № 5 питание не подается, а оба габаритных огня и подсветка номера замкнуты на 7 разъем. Если правый габарит не работает, необходимо в розетке фаркопа перенести черный провод из 5 гнезда к 7 или выполнить обратную процедуру в вилке. Также можно 5 и 7 разъемы замкнуть перемычкой. Некоторые российские производители прицепов при установке фонаря заднего хода подключают его к 5-й клемме, а за габаритами оставляют 7-й контакт.
Схема подключения 13-pin.
Разъем 13-pin традиционно используется в прицепах-дачах (кемперах), в которых требуется дополнительное питание для освещения и других потребителей. Кроме того, розеткой 13-pin обычно оснащаются оригинальные заводские фаркопы зарубежных автомобилей.
Основные отличия от 7-pin системы состоит в том, что есть дополнительные контакты под питание холодильника и отдельный провод для заднего хода. Схема подключения изображена ниже (Рисунок №1):
Рисунок №1 - Схема подключения 7-pin.
№ контакта |
Код |
Цвет проводов |
Сигнал |
Сечение провода (мм²) |
1 |
L |
Желтый |
Левый поворот |
1.5 |
2 |
Голубой |
Противотуманный фонарь |
1.5 |
|
3 |
31 |
Белый |
Земля (−) для 1–8 контакта |
2.5 |
4 |
R |
Зеленый |
Правый поворот |
1.5 |
5 |
58R |
Коричневый |
Габаритные огни и фонарь номерного знака с правой стороны |
1.5 |
6 |
54 |
Красный |
Стоп-сигналы |
1.5 |
7 |
58L |
Габаритные огни и фонарь номерного знака с левой стороны |
1.5 |
|
8 |
Розовый |
Лампы заднего хода, управляющий ток для блокировки импульсных тормозов при движении задним ходом. |
1.5 |
|
9 |
30 |
Оранжевый |
+ 12В постоянный |
2.5 |
10 |
15 |
Серый |
+ 12В через замок зажигания |
2.5 |
11 |
31 |
Черно-белый |
Земля (−) для 10 контакта |
2.5 |
12 |
Светло серый |
Резервный |
1.5 |
|
13 |
31 |
Красно-белый |
Земля (−) для 9 контакта |
2.5 |
Таблица №1 – Назначение проводов для 13-pin.
Особенности подключения:
-
Контакты 3, 11 и 13 нельзя соединять в прицепе, чтобы избежать взаимодействия между типами цепей и перегрузки по току, если один из контактов заземления не работает.
-
Контакты 5 и 7 нельзя соединять в прицепе, чтобы избежать проблем в автомобилях с отдельными цепями для левой и правой стороны.
-
Ранее назначалось для обнаружения прицепа в ISO 11446:2002 (транспортное средство могло обнаружить, что он был соединен с прицепом, используя перемычку между контактом 12 и контактом 3 в вилке прицепа). Эта функция была удалена стандартом ISO 11446:2004, и контакт был перераспределен в зарезервированный. Штифт остается зарезервированным для будущего распределения в ISO 11446-1:2012.
Пошаговая инструкция по подключению фаркопа своими руками
Подготовка автомобиля и инструментов
Для подключения фаркопа необходимо подготовить автомобиль и инструменты. Обычно в комплекте с фаркопом есть всё необходимое для его крепления и подключения. Если нет, комплект нужно приобрести отдельно.
Инструменты, которые понадобятся для установки фаркопа:
-
Гаечные ключи (лучше подготовить целый набор);
-
Отвертки;
-
Тестер для проверки напряжения;
-
Термоусадка и изоляционная лента;
-
Клеймы или паяльник для соединения проводов;
-
Гофра для защиты проводки.
Если нет специального комплекта для подключения проводки, провода нужно выбирать многожильные с сечением не меньше 1,5 мм² (для проводки подойдут только медные провода).
Прокладывать провода от розетки к фаркопу до места подключения к проводке автомобиля следует аккуратно, избегая острых углов и мест, где они могут повредиться. Для этого можно использовать гофру.
Монтаж и подключение розетки фаркопа
Важно: Перед установкой фаркопа необходимо обесточить бортовую сеть, сняв клемму с аккумулятора.
Как же закрепить розетку на кронштейне?
Перед началом работы нужно отметить места крепления кронштейна к кузову или раме автомобиля. После сверлим отверстия в отмеченных местах. Обработайте отверстия антикором, чтобы не образовалась коррозия. Далее используйте крепления, которые идут в комплекте с фаркопом. Чтобы надежно зафиксировать кронштейн используйте шайбы. Установите розетку на кронштейн используя крепежные винты и гайки.
Важно: розетка должна быть установлена рядом с местом, где крепится сам фаркоп, чтобы обеспечить свободную стыковку прицепа. Чтобы обеспечить свободную стыковку, вилка монтируется с удлинённым жгутом, включающим соединительные проводники.
Процесс подключения проводки.
В начале нужно определить места подключения проводки. Обычно розетку фаркопа устанавливают в багажнике автомобиля, для доступа к проводке нужно снять обшивку багажника.
Используя жгут проводов, который идёт в комплекте, протянуть проводку к задней части автомобиля. Уложить их вдоль заводских трасс и зафиксировать хомутами или изолентой.
Для подключения провода к системе автомобиля нужно соединить жгут проводов с проводкой автомобиля с помощью специальных коннекторов, которые идут в комплекте, или с помощью пайки.
Протестируйте работу розетки с помощью тестера или подключения прицепа. Обязательно проверить все контакты на корректность работы и только после этого начинать эксплуатацию прицепа.
Важно использовать герметизация соединений используя силикон или термоусадку.
Соединение проводов и подключение к электрике автомобиля
Для многих автомобилей, как отечественного, так и иностранного производства самым распространенным является подключение проводки непосредственно напрямую к задним фонарям. Для этого необходимо два жгута трех и четырёх жильных кабелей длинною примерно по 1.5 метра.
К левому фонарю подключаем габарит, сигнал поворота и противотуманный фонарь (при наличии). К правому: габарит, поворотник, стоп сигнал и массу (земля). Далее выводим все жгуты в низ бампера где будет монтироваться розетка фаркопа и подключаем контактную группу по следующей нумерации:
-
Левый поворот
-
Противотуманный фонарь
-
Земля
-
Правый поворот
-
Габарит
-
Стоп сигнал
-
Габарит
После сборки розетки необходимо проверить правильность подключения либо сигнальным тестером, либо прицепом с исправной светотехникой.
Для соединения электрики фаркопа (прицепа) можно использовать клеммы или пайку, но выбор зависит от типа разъёма и условий подключения. Важно соблюдать схему подключения и использовать качественные соединения, чтобы обеспечить надёжную работу прицепа.
Плюсами использования клейм: в некоторых фаркопах в комплекте подключения есть специальные разъёмы или клеммы, исключающие скрутку и спайку проводов. Клеммы позволяют обжать провода, что обеспечивает надёжный контакт.
Из минусов можно выделить то, что клеммы и разъёмы могут различаться по качеству, и контакт может быть ненадёжным.
Плюсами использования пайки является то, что такой метод обеспечивает надёжный электрический контакт и механическую прочность соединения. В агрессивных средах (дождь, солнце, грязь) пайка помогает защитить контакт.
Минусом использования данного метода в том, что под действием низких температур, влаги и солей пайка может со временем разрушаться.
Для большинства автовладельцев оптимальным выбором будут качественные обжимные клеммы с последующей герметизацией. Пайку стоит применять для ответственных соединений или при профессиональном монтаже. В любом случае — главное тщательность выполнения работ и регулярная проверка состояния электропроводки.
Проверка и тестирование
После подключения выполните тестирование:
Проверьте все контакты на отсутствие короткого замыкания.
-
Включите по очереди:
Габаритные огни;
Поворотники;
Стоп-сигналы;
Задний ход (для 13-pin).
Убедитесь, что все функции работают корректно.
Проблемы и решения:
-
Если не работают некоторые лампы - проверьте предохранители.
-
При мигании поворотников - возможно плохой контакт массы.
-
Если горит ошибка на панели - проверьте блок согласования.
Частые ошибки и советы по эксплуатации
Ошибки при подключении
После самостоятельной установки фаркопа (тягово-сцепного устройства) могут возникнуть ошибки, связанные с неправильным выбором фаркопа, нарушением технологии монтажа, использованием неподходящих материалов или неправильным подключением электропроводки. Эти ошибки могут привести к неисправностям, ухудшению эксплуатационных характеристик и даже аварийным ситуациям.
Неправильное подключение контактов может привести к отказу работы фонарей. Плохие контакты могут вызвать сбои. Без защиты от влаги соединения могут окислиться и перестать работать.
Некоторые частые ошибки при подключении электрики:
-
Путаница контактов габаритов - на прицепе обычно один габарит, в розетке - два (левый и правый).
-
Окисление или отсоединение 5-го контакта в розетке и вилке - это может вызывать проблемы с работой правого габарита.
-
Неправильное подключение массы - например, масса идёт через шар фаркопа, что неправильно, так как в разъёме есть специальная для этого клемма.
Советы по эксплуатации
Старайтесь избегать перегрузок в электрической сети машины -это может привести к воспламенению проводки.
Проверяйте качество электрических соединений в салоне машины и в прицепе.
При появлении болтающихся проводов прикрепите их к элементам конструкции с помощью хомутов из пластмассы. По возможности, выполните переоборудование прицепа и установите влагозащищенные приборы на светодиодах.
Перед каждым сезоном проверять качество электрических соединений.
Для подключения розетки фаркопа к электрической проводке автомобиля советуем применять многожильный провод из меди. Провод должен иметь двойной слой изоляции.
Периодически проверяйте в прицепе электропроводку и остальные элементы перед каждым выездом. Обращайте внимание на качество контактного соединения вилки и розетки. Обратите внимание, чтобы внутрь случайно не просочилась влага.
Внешние световые приборы и световозвращатели не должны быть загрязнены.
После подключения прицепа и проверки работоспособности светотехники желательно позаботиться о защите внутренних элементов розетки от влаги. Для безопасной и длительной эксплуатации контакты рекомендовано промазать солидолом или литолом, а место ввода кабеля в розетку обработать герметиком.
Схема подключения розетки фаркопа
Найти схему подключения можно на сайте официального производителя, в сервисных мануалах или же на форумах владельцев Вашего авто.
Заключение
Подключение фаркопа - ответственная задача, требующая внимания к деталям. Следуя нашей инструкции, вы сможете:
-
Правильно выбрать тип фаркопа для своего авто;
-
Грамотно подключить электрическую часть;
-
Избежать распространенных ошибок;
-
Обеспечить безопасность при эксплуатации.
Помните, что в сложных случаях (для современных авто с сложной электроникой) лучше обратиться к профессионалам. Это сэкономит ваше время и гарантирует безопасность на дороге.
Последний совет: После самостоятельной установки фаркопа обязательно проверьте его работу на СТО - это займет немного времени, но даст уверенность в правильности подключения.
Может заинтересовать
